Кураторы смешались с художниками
Выставку номинантов государственной премии в области современного искусства "Инновация" впервые разбили на два пространства. Раньше все пять номинаций уживались в тесном выставочном зале Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). В этом году TSUM Art Foundation дал возможность показать соискателей премии в номинациях "Произведение визуального искусства" и "Новая генерация" отдельно, на пятом этаже универмага.
В шорт-листах "Инновации" всегда есть место номинантам, чье присутствие вызывает искреннее недоумение, и нынешний список богат загадками. За главный приз — "Произведение визуального искусства" — борется, например, ретроспектива Юрия Альберта "Что этим хотел сказать художник?", на которой нет ни одной новой работы, зато воплощен хитрый экспозиционный принцип. Куратор Екатерина Деготь сначала заклеила стены специально написанными текстами о работах (в основном своего авторства), а затем постепенно заменяла их произведениями как таковыми. В номинации госпожа Деготь указана как соавтор Юрия Альберта, но чего греха таить — она в этом случае и есть художник-апроприатор, работающий с чужими произведениями на манер известного югослава Брацо Димитриевича. Вариант выставки, представленный в ЦУМе, подчеркивает ее роль: в небольшом боксе одна работа Альберта окружена текстами куратора.
В той же номинации представлен покойный Владислав Мамышев-Монро с проектом "Полоний", при этом уже объявлено, что художник получил премию во внеконкурсной номинации "За творческий вклад". Участие умерших всегда этическая проблема, тем более что конкурс в этом году сильный. Здесь есть медитативное видео Андрея Кузькина "Мир" (художник уже получал молодежную "Инновацию"). На открытии выставки номинантов Кузькин изображал "вежливого человека" из недавних событий в Крыму, разгуливая по ЦУМу в камуфляже без нашивок, в балаклаве и с автоматом наперевес. Вторжение газетных заголовков в мир хорошо одетых людей с бокалами шампанского вызвало у последних восторг — с художником многие фотографировались.
Инсталляция питерского художника Ильи Орлова "Без названия" посвящена интеллигентской апатии: в окружении старой мебели и пейзажей в духе Клода Лоррена единственным окном в мир становится радио "Эхо Москвы". Остроумный проект Ростана Тавасиева "Все сложно" превращает его мягких героев в деятелей соцсети — у каждого из семи персонажей есть аккаунт в Facebook. Не менее сильна и молодежная номинация этого года. При этом четыре из пяти соревнующихся — студенты или выпускники Школы Родченко, а пятый — уличный художник Кирилл Кто с документацией своих работ. Вместо фотографий и мониторов он написал в своем боксе классическое "Я здесь был" и поставил дату, устроив из презентации своих достижений жест в духе концептуалистов 1970-х.
Екатерина Деготь вместе с Давидом Риффом рискуют получить премию и за кураторский проект по поводу Бергенской ассамблеи — действительно впечатляющей выставки, которую, правда, почти никто, кроме участников и редких представителей СМИ, не видел. В этой номинации конкурентом Деготь и Риффа внезапно выступает художник Дмитрий Гутов со своей ретроспективой "Удивляться нечему". В общем, кураторы и художники — одна сатана, по мнению экспертного совета "Инновации", и в будущем следует надеяться на полную отмену границ между этими профессиями. Тем более что в номинации "Региональный проект", например, выставка Таус Махачевой в Махачкале тоже подписана двумя именами — ее и куратора Алексея Масляева. Последний борется и за право стать куратором года с отличной выставкой "Завтра воды не будет" в ММСИ. Еще Козьма Прутков писал, что "специалист подобен флюсу", а прогрессивная среда современного искусства скоро совсем освободится от условностей разделения труда. Правда, наибольшие шансы получить "Кураторский проект", как говорят в кулуарах, у Елены Селиной за "Реконструкцию" — двухчастную выставку об истории искусства 1990-х сквозь призму художественных стратегий существовавших в то время галерей. И это действительно мощная и трудоемкая кураторская работа, хотя о принципах отбора и показа художников и галерей можно спорить.
Валентин Дьяконов
www.kommersant.ru