За дорогие лекарства заплатят врачи

on . Posted in Новости Региона

Штрафовать врачей за «рекламу» лекарств в рецептах предлагает Минздрав РФ. Назначая пациенту конкретный препарат с указанием его названия, доктор может поплатиться 2-3 тысячами рублей. Медики недоумевают, почему им запрещают выписывать своим больным эффективные средства лечения.
Новый порядок назначения лекарств действует с 1 июля 2013 года. Начиная с этого момента все российские врачи обязаны указывать в рецепте не коммерческое названия препарата, а его основное действующее вещество, так называемое «международное непатентованное наименование» (МНН).

Обратившись с таким рецептом в аптеку пациент может вместе с фармацевтом выбрать себе лекарство по карману. В свою очередь, у доктора не будет соблазна заключать договоры с представителями фармкомпаний и выписывать медикаменты определенной марки ради собственной выгоды.
Однако медики, в большинстве своем, пренебрегают требованиями родного министерства и продолжают писать в бланках названия конкретных лекарственных средств. Чтобы искоренить эту практику, чиновники предлагают штрафовать врачей за нарушение правил выписки рецептов.
«Нарушение медицинским работником установленного порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов для медицинского применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей», – говорится в законопроекте, который подготовили специалисты Минздрава.
Следить за исполнением закона назначат Росздравнадзор, но уже на этом этапе возникает целый ряд проблем. Во-первых, сотрудников в надзорном ведомстве в тысячи раз меньше, чем врачей. Во-вторых, проверить, что конкретно доктор говорил пациенту или писал карандашиком в записной книжке, невозможно.
«Численность каждого из территориальных органов Росздравнадзора составляет около 15 человек (около тысячи сотрудников в территориальных органах в целом по стране), из которых непосредственно проверками занимаются 5-6 сотрудников в каждом терроргане, – говорит общественный эксперт Антон Алексеев. – При этом количество врачей в России составляет около 700 тысяч человек (согласно данным Росстата за 2012 год). Таким образом, на каждого проверяющего сотрудника РЗН придется около 2500 врачей. И это без учета других полномочий Росздравнадзора в рамках защиты прав граждан. То есть без увеличения количество проверяющих сотрудников данная норма окажется фактически мертворожденной».
Представители врачебного сообщества уверены: предложение министерства противоречит самой сути их профессии, потому что формально оно снимает с врача ответственность за исход лечения.
«Назначать лечение должен доктор, а не фармацевт, – считает член движение «За достойную медицину» кардиолог Михаил Григорьев. – То есть, выписывая конкретный препарат, я знаю, каким будет эффект от его применения. Но я не могу дать гарантий и предположить исход терапии, когда человек выбирает себе лекарство самостоятельно или вместе с аптекарем. Я не хочу подвергать сомнению профессионализм фармацевтом и провизоров, но если они подбирают пациенту лекарство, то и ответственность за исход лечения тоже несут они, а не я. У нас же получается все наоборот: доктор не назначает препарата, но отвечает за последствия его приема. Где логика? Кроме того, я сильно сомневаюсь, что аптекарь, который заинтересован в повышении прибыли, будет предлагать человеку дешевые препараты в ущерб своим финансовым интересам».
Между тем пациенты поддерживают в данном вопросе позицию министерства. Для них гораздо важнее иметь выбор, нежели слепо подчиняться чужой воле.
«Я всегда просила писать в рецепте состав, чтобы по названиям компонентов выбрать себе лекарство по карману, – рассказывает наша постоянная читательница Елена Платонова. – Если прийти в аптеку с рецептом, на котором написано название препарата, то провизор скажет, что можно купить то же самое, но только на 100-500 рублей дешевле. Поэтому меня больше устраивает новый порядок заполнения рецептов, когда я сама могу выбрать себе лекарство по составу. Кроме того, врач может не знать, что у меня есть аллергия на какие-то вещества, а я знаю. Увидев их в составе медикамента, я могу сразу об этом сказать, и мне выпишут другой».
Добавим, что в своих решениях Минздрав, как всегда, опирается на зарубежный опыт. По сообщениям «Российской газеты» в большинстве европейских стран врачи выписывают лекарства именно по непатентованным названиям и не имеют возможности влиять на выбор пациентом того или иного фармацевтического бренда. При этом издание подчеркивает, что западная система сертификации медикаментов обязывает производителей выводить на рынок исключительно качественные аналоги (дженерики) оригинальных лекарств. В России же эта система работает крайне неэффективно, из-за чего рынок наводнен дешевыми дженериками, клинический эффект которых сомнителен.

Евгений АРТАМОНОВ, сайт Doctor.161.ru

 

Рейтинг@Mail.ru