Да Винчи, Донателло, Рахманинов: кого ещё вдохновлял сюжет о Благовещении

on . Posted in Мировые новости

7 апреля Русская православная церковь отмечает один из наиболее важных праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день к Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил ей о скором рождении Сына Божьего. Светлый сюжет вдохновил многих художников, литераторов и музыкантов на создание истинных шедевров — накануне праздника АиФ.ru предлагает вспомнить некоторые из них.

Картина Симоне Мартини «Благовещение с двумя святыми» (1333)
«Благовещение» — одна из самых известных работ итальянского живописца.

Евангельский мотив Мартини «переместил» на золотой фон (по замыслу художника, он должен был символизировать небо), а от его архангела «расходятся» слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лука, 1:28), написанные золотыми красками. В руках Божий посланник держит райскую ветвь — символ примирения Бога и творения. Кстати, в создании алтарной картины принял участие и ученик живописца Липпо Мемми, но теперь невозможно точно установить, что именно привнёс в полотно великий Мартини.

Рельеф Донателло «Благовещение» (около 1435)
Ещё один выдающийся деятель искусства, которого интересовал сюжет встречи архангела и Девы Марии — Донателло ди Макурин Никколо ди Бетто Барди или просто Донателло. Рельефом из песчаника мастер украсил алтарь Кавальканти в церкви Санта Кроче. Своих героев скульптор поместил на фоне закрытой двери, украшенной изысканным орнаментом: юная Дева Мария, испуганная внезапным появлением архангела, немного отпрянула, а Гавриил преклонил перед ней колени. Верх рельефа украшают шесть фигурок младенцев путти.

Картина Рогира ван дер Вейдена «Благовещение» (около 1440)
На многих картинах, посвящённых Благовещению, встречается белая лилия, и творение нидерландского живописца не стало исключением. Мастер поместил цветок в вазу, стоящую на полу комнаты, что очень символично: раньше Деву Марию часто изображали у колодца или около другого водоема, но со временем он «эволюционировал» в вазу или кувшин. В руках у вандервейденской героини книга — традиционно Марию изображают читающей Книгу пророка Исайи.

Фреска Фра Беато Анджелико (1430–1432)
Фреска Благовещения из монастыря Сан Марко во Флоренции принадлежит кисти Гвидо ли Пьетро — итальянского художника эпохи Раннего Возрождения, которого ещё при жизни начали называть Беато Анджелико — «Блаженный Анджелико». Слово «Фра» обозначает «брат», «монах», а «Анджелико», как несложно догадаться — «Ангельский». Спустя 500 с лишним лет после смерти живописца Ватикан официально причислил Фра Беато Анджелико к лику блаженных; также его считают покровителем всех художников.

Картина Леонардо да Винчи «Благовещение Пресвятой Богородицы» (1472-1475)
Своё монументальное произведение 20-летний да Винчи изобразил маслом на двухметровой доске. Архангел Гавриил в исполнении художника в левой руке держит белую лилию — символ целомудренности и чистоты помыслов, а правой благословляет Марию.

Картина Сандро Боттичелли «Благовещение Честелло» (1489-1490)
Своё название произведение получило по имени монастыря Честелло, для которого оно предназначалось. Боттичелли тоже «вложил» в руку своего архангела ветку белой лилии, а самого Гавриила нарисовал в движении — на картине видны «контуры» силуэта ангела, который только что спустился с небес.

«Третья песня Эллен» Франца Шуберта (так же известна как «Ave Maria Шуберта», 1825)
Сейчас насчитывается больше 40 различных музыкальных произведений, которые называют Ave Maria, поскольку большинство из них связано с одноимённой христианской молитвой. Но наибольшую известность получила «Третья песня Эллен» Шуберта — именно эта версия хорошо знакома каждому слушателю (особый успех композиция имела в исполнении Робертино Лоретти). Изначально произведение входило в вокальный цикл, который композитор написал на стихи Вальтера Скотта «Дева озера» — в «Третьей песне Эллен» героиня мысленно обращалась к Богородице. Однако со временем музыкальный отрывок всё чаще стал исполняться как самостоятельное произведение.

Картина Данте Габриэля Россетти «Благовещение» (1850)
«Благовещение» планировалось автором как диптих, но вторая часть произведения так и не была создана. В своём творении прерафаэлит Россетти значительно отступил от традиционных канонов, чем сразу же вызвал гнев и нападки со стороны зрителей: виной всему его Дева Мария, которая словно отстраняется от небесного посланника и выглядит испуганной, даже подавленной.

Стихотворение Константина Бальмонта «Благовещение в Москве» (1903)
В своих стихах российский поэт-символист не говорит о Богородице и архангеле Гаврииле, зато представляет Благовещение как праздник весны и пробуждения природы:

«Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах у всех
Синие цветочки.
Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.
Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!»

Произведение Сергея Рахманинова «Богородице, Дево, радуйся» (1915)
Сочинение «Богородице, Дево, радуйся» вошло в хоровой цикл Рахманинова «Всенощное бдение» — кстати, этот жанр появился в мировой музыкальной культуре исключительно благодаря православной Церкви.

www.aif.ru

 

Рейтинг@Mail.ru