Путин готов ко второй холодной войне
Важнейший вывод, который можно сделать из речи Путина на совещании послов и постпредов — Россия готова к холодной войне, она ее не начнет и не попытается предотвратить. Мы вряд ли увидим уступки во внешней политике России. Она стремится защитить свои национальные интересы и права сограждан, живущих за границей. И, скорее всего, чем сильнее противники РФ будут на нее давить, тем жестче будет ее реакция.
1 июля 2014 года состоялось совещание послов и постоянных представителей России. Выступление президента на подобных совещаниях уже успело стать традицией. И эти выступления могут служить важным источником тактической информации и информации о текущих изменениях во внешнеполитических планах страны.
Важнейший вывод, который мы можем сделать из речи президента, заключается в том, что Россия готова ко второй холодной войне, эту войну начнет не она и она не станет предпринимать шаги для того, чтобы ее предотвратить. Вероятнее всего, мы не увидим никаких уступок во внешней политике России. Речь президента также свидетельствует о том, что Россия готова к росту напряженности и более жесткому противостоянию, поскольку она стремится защитить свои национальные интересы и права своих сограждан, живущих за границей, всеми возможными способами, укладывающимися в рамки международного права. И, вероятнее всего, чем сильнее противники России будут на нее давить, тем жестче будет ее реакция.
Тем не менее, несмотря на свою готовность к эскалации, Россия стремится снизить напряженность в своих отношениях с Европой, поскольку «Европа — это наш традиционный, важнейший торговый экономический партнер». Больше всего Россию беспокоит безопасность поставок природного газа ее европейским партнерам. Попытки украинских властей политизировать этот вопрос на протяжении последнего десятилетия заставляют Россию спешить с разработкой альтернативного проекта поставок природного газа. Россия готова вести диалог и сотрудничать с Европой. России не в чем обвинить Европу. Кроме того, у России и Европы нет особых причин ссориться. Их интересы не противоречат друг другу. Большая часть разногласий возникает в тех сферах, где присутствуют интересы США — как, к примеру, в случае с НАТО.
Мы и США
Еще одной примечательной особенностью речи Путина стало то, что он провел черту между «нами» и «ими», то есть между Европой и Россией с одной стороны и США с другой. Эта разделительная черта ощущается в его критике давления США на европейские страны в связи с их партнерскими отношениями с Россией. Она ощущается, когда он говорит о неспособности убедить Порошенко в том, что «дорога к надежному, прочному, долгосрочному миру не может лежать через войну». Он даже особо подчеркнул, о чьих именно недоработках он говорит: «Я имею в виду и себя, и своих коллег из Европы».
Путин не только проводит черту между Европой и Америкой. Существует также разделительная черта, благодаря которой в одну группу объединяются Россия, Китай и Евразийское Единство с одной стороны и американцы с НАТО с другой.
В критике Путиным заявлений США нет ничего нового, она вполне предсказуема. Однако в ней нет недостатка аргументов, фактов и здравого смысла.
В этом контексте 40-летняя годовщина подписания в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая будет отмечаться в следующем году, становится довольно примечательным событием, особенно принимая во внимание недавние попытки России вдохнуть новую жизнь в ОБСЕ. Те принципы, которые были закреплены в 1975 году, в основном совпадают с российским видением стабильного международного сотрудничества:
1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету
2. Неприменение силы или угрозы силой
3. Нерушимость границ
4. Территориальная целостность государства
5. Мирное урегулирование споров
6. Невмешательство во внутренние дела
7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений
8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой
9. Сотрудничество между государствами
10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву
Из речи Путина становится ясно, что Россия попытается продвинуть «новую старую» идею о создании единого европейского пространства безопасности, простирающегося от Лиссабона до Владивостока и основанного на прежних принципах ОБСЕ.
Логика подобных шагов вполне очевидна: Россия хочет ограничить влияние США в Европе, помешать США насаждать свою волю европейским государствам и уменьшить влияние США в решении вопросов безопасности в регионе. США являются лидером НАТО, и внутри этого альянса они чувствуют себя очень комфортно. Но ОБСЕ с ее фундаментальными принципами — это совсем иная история. Вопрос заключается в том, как Россия представляет себе сосуществование современного НАТО и возрожденной ОБСЕ, учитывая то, что их политические философии отличаются.
И, несмотря на то, что Путин заявил о значимости российско-американских отношений для всего мира, а также о том, что Россия не намерена прерывать эти отношения, было бы наивным ожидать их улучшения в ближайшем будущем. Ни Россия, ни США не считают себя виновными в ухудшении отношений. И, вероятнее всего, в ближайшем будущем ситуация лишь усугубится, поскольку ни одна из сторон не готова идти на уступки.
Последнее, о чем необходимо упомянуть, это тот факт, что текущий иракский кризис был упомянут всего один раз в контексте регионов, где ситуация нестабильная и где существуют проблемы в области безопасности. В настоящее время Ближний Восток уже не является полем боя за мировое господство. Ими стали Европа и Азия.
Россия еще раз подтвердила свой «поворот» на Восток, и укрепление связей с Китаем может негативно сказаться на отношениях между Россией и Европой, но он производит впечатление главной оси российской внешней политики, оси ее жизненно важных интересов. И эта ось должна стать основой для создания новой международной системы. Игра уже началась.
Мария Дубовикова (Maria Dubovikova), («Al Arabiya»)