Госдума смягчит закон о запрете мата
Закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном языке Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка», более известный как закон о запрете мата в кино, театре, литературе и на концертах, будет пересмотрен в осеннюю сессию Государственной думы как минимум в одном пункте — об обязательном прокатном удостоверении для любого показа фильма на территории Российской Федерации.
О том, что это положение требует корректировки, сообщила «Известиям» первый заместитель председателя комитета по культуре Государственной думы Елена Драпеко.
— В сентябре, когда депутаты выйдут из отпуска, мы обязательно поднимем этот вопрос на заседании комитета по культуре. Я уверена, мы сможем прийти к приемлемому решению, — заявила депутат.
В действующем законе от прокатного удостоверения освобождены фильмы, специально созданные для показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению, а также зарубежные фильмы на международных кинофестивалях. Кинематографисты надеются, что в список исключений добавятся все фестивали, киноклубы, различные формы некоммерческого показа.
В Минкультуры разделили обеспокоенность сложившейся ситуацией и пообещали «еще раз внимательно проанализировать принятые нормативные акты, их практическое применение и влияние на фестивальную деятельность».
За смягчение нормы закона хотя бы для фестивалей выступил заместитель председателя комитета по культуре Госдумы режиссер Владимир Бортко.
— Если режиссер снимает авторское кино, предназначенное для небольшой аудитории, глупо лишать его и этого зрителя. Фестиваль ведь и создан для того, чтобы картина могла быть продемонстрирована в том виде, в каком ее задумал художник, — полагает Бортко.
— Не будет большим преувеличением сказать, что новый закон просто ликвидирует фестивальное движение, — считает программный директор Московского кинофестиваля, киновед Кирилл Разлогов. — Как правило, на фестивалях устраивают премьерные показы картин, задолго до выходы на экраны. Никакой фестиваль не будет ждать полгода, пока все отобранные фильмы получат разрешительные удостоверения.
Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов и президент ММКФ, заявил, что принятый закон, в сущности, подвергает фестивальную программу цензуре, чем «снижает кругозор» фестиваля. Михалков не исключил возможности, что после отпусков секретариат Союза кинематографистов подготовит поправки к этому закону.
Программный директор Большого фестиваля мультфильмов Мария Терещенко полагает, что в первую очередь закон ударит по небольшим, нишевым фестивалям — в том числе смотрам детского кино и анимации.
— Закон предлагает три варианта — или показывать только фильмы с прокатными удостоверениями (то есть фильмы, уже бывшие в прокате, тогда не совсем понятно, зачем вообще нужны фестивали), пли тратить невероятные, с точки зрения фестивальной экономики и фестивального менеджмента, силы и деньги, чтобы добиваться удостоверений для всех отобранных картин. Или не соблюдать закон, что влечет за собой многочисленные штрафы, — резюмирует Терещенко.
Вячеслав Шмыров, в 1994–2002 годах президент Федерации киноклубов России, объяснил, что если закон будет работать в нынешнем виде, киноклубное движение в стране либо «намертво встанет или, наоборот, получит новый стимул развития, как это случилось в годы застоя в СССР, когда любой запрет, в том числе и в сфере кинопоказа, порождал активное гражданское противодействие».
По его мнению, часть киноклубного показа в Москве может переместиться на территорию иностранных посольств. Также фестивали российского кино могут активизироваться в соседних странах.
Претензии киносообщества суммируются в открытом письме Гильдии неигрового кино и ТВ от 26 июня на имя министра культуры Владимира Мединского. В частности, эксперты гильдии обращают внимание на неразработанность с юридической точки зрения понятий «фильм» и «прокат», в связи с чем любой публичный показ любой последовательности кадров — от демонстрации студенческих работ во ВГИКе до ретроспективы классических картин в Музее кино — может быть признан административным правонарушением.
Также эксперты обращают внимание на ряд технических сложностей процедуры получения удостоверения и на относительно высокую стоимость процедуры (18–20 тыс. рублей). Кроме того, есть высокая вероятность, что Министерство культуры, а также Госфильмофонд и Российский государственный архив кинофотодокументов (в одну из этих организаций заявитель обязан предоставить копию фильма для получения прокатного удостоверения) не смогут справиться с нахлынувшим потоком картин.
— Если раньше требовалось выдать, допустим, 600 удостоверений в год, то теперь их может быть, например, 6 тыс. Легче сразу закрыть все фестивали, — иронизирует Кирилл Разлогов.
Вступивший в силу с 1 июля закон запретил, с одной стороны, выдачу прокатных удостоверения для фильмов с нецензурной лексикой, а с другой — публичный показ фильмов без прокатного удостоверения.
Согласно принятому закону первое правонарушение будет караться штрафом в размере до 50 тыс. рублей, повторное — до 100 тыс. рублей или приостановлением деятельности на срок 3 месяца.
Источник: «Известия»