Крах японо-китайского мира

on . Posted in Мировые новости

Приведет ли обострение отношений между Китаем и Японией к боевым действиям у российских границ?
Японский премьер-министр Синдзо Абэ сравнил напряжение в нынешних отношениях между Японией и Китаем с предвоенными отношениями Великобритании и Германии накануне Первой мировой войны. Это произошло на Всемирном экономическом форуме в Давосе.


- Несмотря на то, что в тот момент оба государства имели сильные торговые связи, это не помешало им начать войну, - сказал японский премьер, однако тут же заметил, что Китай и Японию сейчас связывают весьма прочные экономические связи: согласно подсчетам японских экономистов, только в 2012 году они принесли им 334 млрд долларов.
Позднее перед журналистами выступил пресс-секретарь японского премьера Йошихиде Суга. Он поспешил заверить журналистов, что Абэ не считает возможной войну между двумя государствами, и зачем-то уточнил:
- Я не знаю специфику комментария премьер-министра.
Напомним, взаимоотношения между Китаем и Японией обострились в 2010 году из-за территориальных споров, а также из-за наращивания военной мощи Китая и расширения им зон ПВО. Поэтому неудивительно, что сравнение японского премьера наделало очень много шума в зарубежной прессе и среди ведущих аналитиков мира.
Так, канал «Евроньюс» прямо в тот же день выпустил сюжет с громким названием «Япония и Китай на пороге войны?». А 24 января провокационный материал «Точечный удар, который не вызовет войны» появился на американском новостном портале «Business Insider». В нем журналист приводит цитаты из речи китайского эксперта, выступавшего на одном из мероприятий Всемирного экономического форума в Давосе (имя его не называется из-за правил конфиденциальности данного мероприятия). «Китайский профессионал» отметил: во-первых, большинство китайцев считает, что конфликт между Китаем и Японией, начавшийся во Вторую мировую, до конца не исчерпан; а во-вторых, Китай определенно может добиться своих целей, то есть сбить спесь с Японии, продемонстрировав свое военное превосходство в Азиатско-Тихоокеанском регионе с помощью точечного вторжения.
После подобных заявлений и комментариев, разумеется, в России остро встают следующие вопросы. Являются ли эти дипломатические «уколы» предвестниками несловесного конфликта между Японией и Китаем, то есть реального конфликта с участием военных сил? И стоит ли нам ждать проблем на границах с вышеназванными странами?
- Международный экономический форум в Давосе - это не тот фон, на котором делаются заявления военного характера, - говорит вице-президент Российской академии геополитических проблем Владимир Анохин. - Экономический форум предполагает некий зондаж возможностей другого государства. Поэтому все «уколы» тут носят провокационный характер, они направлены на то, чтобы посмотреть реакцию другого государства. И Китай, и Япония сейчас динамично развиваются, боевые действия им невыгодны. Поэтому лично я не вижу никаких внешнеполитических оснований для дальнейшего обострения конфликта между этими странами.
Руководитель Центра японских исследований института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов считает, что до реального военного противостояния между Японией и Китаем дело не дойдет.
- Думаю, что это – всего лишь риторика. Она лежит в общем русле антияпонских действий Китая, которые он предпринимает на всех фронтах: в экономике, в политике и даже в идеологии. По сути, между Японией и Китаем сегодня развернулась информационная война. Вот и сейчас китайские послы в ряде ключевых стран опубликовали статьи, где они резко критикуют Абэ за его предновогодний визит в храм Ясукуни. Почему? В этом храме поклоняются душам 2,5 тысяч японских солдат, отдавших жизни за императора и великую Японию, в том числе и 14 военных преступников «класса А», которые были казнены по приговору Токийского трибунала.
«СП»: - Визит японских официальных лиц в этот храм вызвал ярость у Китая, Кореи и ряда других стран.
- И данный визит надо рассматривать не как отдельно взятое событие, а в общем контексте обострения отношений между Японией и Китаем, причем обострения беспрецедентного. Китай в последние годы экономически возвышается, его военная мощь растет, также как растут его амбиции, ведь он практически становится главным игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе, оттесняя при этом Японию.
В итоге происходит столкновение интересов двух ведущих азиатских держав в вопросах морского и воздушные пространства, в том числе и по вопросам владения островами Сенкаку. Ситуация вокруг этой территории, кстати, обострилась еще в 2010 году, когда столкнулись японский патрульный корабль и китайская рыболовецкая шхуна. В 2012 году конфликт вспыхнул с новой силой после того, как японское правительство 11 сентября выкупило у частного владельца три из пяти островов. Власти КНР потребовали от Токио аннулировать это решение. Кроме того, Китай в 2013 году без предупреждения включил в свою опознавательную зону ПВО помимо островов Сенкаку еще и южнокорейский остров Иодо.
«СП»: - Синдзо Абэ стал премьером в декабре 2012 года. Это уже второй его приход в кресло премьера, ранее он занимал этот пост с 2006 по 2007 годы. Ранее он делал подобные громкие заявления?
- В Азии Абэ считают националистом и «ястребом». В 2012 году он заявил, что будет жестко отстаивать внешнеполитические интересы Японии. И надо сказать: он действительно старается выполнить свои обещания, особенно по части территориальных споров со своими соседями - Китаем, Южной Кореей и Россией. Вот и решил пойти в этот храм, хотя в первый свой срок пребывания у власти он туда не ходил, тогда были другие цели. Тогда он наоборот ставил перед собой задачу улучшить отношения с Китаем, после того как их испортил его предшественник Дзюнъитиро Коидзуми, в том числе своими регулярными паломничествами в этот храм. Теперь же Абэ пришел к власти снова, он говорит, что Ёсихико Нода и Демократическая партия Японии провалили внешнюю политику, испортили отношения чуть ли не со всеми соседями, включая США. В общем Абэ уверен: Японию на международную арену надо возвращать. Он даже сочинил лозунг: «Japan comes back» или «Япония возвращается».
Идей у него много и они не праздные. Абэ, например, собирается пересмотреть японскую Конституцию, которая сегодня запрещает использовать армию в разрешении международных конфликтов.
«СП»: - Но ведь и в Китае считают, что уладить давнишние территориальные споры можно точечным ударом.
- Некоторые политики и эксперты действительно считают, что с Японией надо вести себя жестче, вплоть до нанесения точечных ударов. Но в основном это - радикально настроенные китайские офицеры: они регулярно высказывают такую точку зрения. Но, думаю, до реального военного столкновения у Китая и Японии дело не дойдет. Тот же Китай первым никогда не начнет войну с Японией. Хотя бы потому, что у нее за спиной США, и между этими странами подписан договор безопасности, который включает острова Сенкаку. То есть если китайцы начнут там высаживаться, то американцы придут на помощь японцам. К тому же Китай понимает, что в случае военных действий он вряд ли найдет поддержку у других стран региона и у международной общественности. Никто не заинтересован в военных действиях, потому что их последствия не предсказуемы: Китай и США – все-таки ядерные державы.
Директор института политики, права и социального развития МГГУ им.Шолохова Владимир Шаповалов замечает, что отношения между Китаем и Японией, к сожалению, не сводятся только к риторике, потому как проблемы здесь слишком уж серьезные.
- Тема обострения отношений между Японией и Китаем обсуждается сегодня достаточно большим кругом экспертов. И сравнения ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Дальнем Востоке с той обстановкой, которая была накануне Первой мировой войны в Европе, действительно проскальзывают.
Думаю, здравомыслие и японцев, и китайцев возобладает над желанием чрезмерной жесткости во внешнеполитическом курсе, и войны в ближайшее время не будет.
«СП»: - Однако тенденция к ухудшению ситуации и к обострению конфликтов в Азиатско-Тихоокеанском регионе становится все более и более явной.
- Да, она четко прослеживается. Ведь, помимо риторического обмена любезностями, произошедшего на днях, мы наблюдаем серьезный рост военных бюджетов. Безусловный лидер тут – Китай: его военный бюджет, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за последние десятилетия вырос в три раза! Но и другие государства не отстают: Япония, Индия и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона также не разоружаются и даже наоборот – всячески стремятся усилить свои позиции.
К тому же ситуация накалилась не только между Японией и Китаем. Я бы сказал, что тут комплексная проблема вообще всего региона. Она касается и Корейского полуострова, и взаимоотношений Китая с южными соседями – Вьетнамом, Филиппинами, а также с Индией. Налицо - не парный конфликт, как принято считать, а достаточно сложная цепочка противостояний.
Безусловно, мы должны учитывать рост амбиций Китая, могущество которого конвертируется в военный бюджет, а также учитывать взаимоотношения Китая и США, поскольку США, вне всякого сомнения, остаются одним из доминирующих игроков в мире, в том числе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и стоят за Японией и другими странами.
Мировому сообществу нужно внимательнейшим образом отнестись к этим проблемам и приложить все усилия для того, чтобы уладить разгорающиеся конфликты и остудить разгоряченные головы их участников.
«СП»: - В такой непростой ситуации в регионе, какую позицию лучше всего занимать России, учитывая, что Япония и Китай расположены в непосредственной близости от нас?
- Последние действия России на мировой арене, я имею в виду Ближний и Средний Восток, существенным образом подняли авторитет нашей страны и вернули Россию в мировую политику. Я хочу подчеркнуть, что это на самом деле важный момент, поскольку Россия в ситуации с Сирией и Ираном хорошо зарекомендовала себя именно в роли посредника, миротворца, страны, способствующей разрешению конфликтных ситуаций. Дальний Восток – жизненно важный для нас регион. И проведение саммита АТЭС 2012 во Владивостоке свидетельствует в пользу того, что наша страна наконец-то вырабатывает стратегию и усиливает здесь свои позиции. И Россия, пользуясь своим усиливающимся политическим весом, может стать важным участником процесса сглаживания конфликта между Японией и Китаем. Это в интересах России, потому что вооруженное противостояние между этими державами затронет и наши границы.
P.S. 24 января Синдзо Абэ в своей программной речи на открывшейся 186-й сессии парламента в Токио заявил, что Япония воспринимает Россию как своего партнера по Азиатско-Тихоокеанскому региону и намерена как можно быстрее заключить мирный договор. Напомним, Япония претендует на ряд островов Курильского архипелага — Итуруп, Кунашир, и Малую Курильскую гряду, состоящую из нескольких десятков островов, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора с Россией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан.

www.planeta.moy.su

 

Рейтинг@Mail.ru