Просто соседи
- И куда подевались силы! - эту фразу Раиса Алексеевна слышит от своего супруга Виктора Ивановича чуть ли не каждый день. Управившись с хозяйством, которого кот наплакал: куры, утки да кошка с собакой, он заходит в дом и падает в кресло перед телевизором или ложится на диван. - Даже подумать страшно, как работали, когда были молодыми!
Виктор Иванович с Раисой Алексеевной часто вспоминают свои молодые годы, вспоминают людей, с которыми жили, работали, дружили.
Теперь и с теми, кто жив пока, встречаться не часто приходится. А многие покинули этот мир…
- Помнишь, Вить, нашу соседку на хуторе, бабку Прохориху? - как-то спросила Раиса Алексеевна.
- Помню, - ответил жене Виктор Иванович. - А что это ты сегодня вдруг про нее вспомнила?
Нет, она не только сегодня о ней вспомнила. Раиса Алексеевна часто думает об этой одинокой бездетной женщине, которая жила по соседству с ними на хуторе. Она стала родной бабушкой для ее двоих детей. Раиса спокойно оставляла малышей с бабушкой Прохорихой, зная, что та и накормит, и проследит, чтобы ни в какую шкоду не влезли. Да и по дому, если их с Виктором не было, бабушка справлялась, и с их немалым хозяйством тоже.
Жили, можно сказать, одним двором: молодая семейная пара с детьми и бездетная женщина до той поры, пока Виктор с Раисой не переехали в райцентр.
- У нее никого из родных не осталось, - ответила Раиса на вопрос мужа. И на могилку прийти проведать некому. Давай мы поставим гробничку на ее могиле.
- Давай поставим, - сразу согласился Виктор Иванович.
Деятельная Раиса Алексеевна без промедления принялась осуществлять задуманное. Заказала гробницу и сказала мужу:
- В воскресенье поедем на хуторское кладбище, поправим могилку, а когда гробница будет готова, сразу установим.
И тут в один из дней Раиса Алексеевна встретилась с хуторянами, поделилась своей задумкой.
- А у нее на могиле стоит гробница, - сказали те, - Люба с Николаем поставили…
Люба с Николаем стали соседями бабушки, когда купили хату у Виктора с Раисой. И хотя супруги были намного моложе соседки, они сдружились с ней с первых же дней.
…Когда Раиса Алексеевна рассказала мне эту историю, я, не мешкая, поехала на хутор к Любови Андреевне. Хотелось узнать: что же особого было в давно ушедшей в мир иной бабушке, которая осталась в памяти даже не дальних родственников, а вообще чужих людей.
- Добрая бабулька была, - с теплой улыбкой вспоминает Любовь Андреевна. - К нам прилипла, как к родным. Приду с работы, а она грядки на нашем огороде пропалывает. Летом все хозяйство на ней: птице воды нальет, проследит, чтоб цыплята-утята все живы-здоровы были. А детей наших любила как собственных внуков, особенно дочку. Получит пенсию и мне несет денег, чтоб я подарок Танечке купила.
- А кто похоронил бабушку?
- Она недолго болела, скоропостижно померла. Всем хутором похоронили, помянули - все честь по чести.
- Вот и гробницу вы на могиле установили, чтобы тоже все было честь по чести, - не удержалась я от похвалы.
- Да что в этом особенного? - с искренним недоумением смотрела на меня Любовь Андреевна. - Какую доблесть мы совершили - гробницу на могилке одинокого человека установили. Не чужая нам бабушка Прохориха была…
Почему-то мне кажется, что на Пасху Виктор Иванович с Раисой Алексеевной и Николай Николаевич с Любовью Андреевной сойдутся у могилы бабушки, помянут ее добрым словом. Ни наград, ни званий у нее не было, но была она хорошим человеком. И, кстати, Прохориха - это не прозвище, которые нередко дают людям в селе. Ольгой Прохоровной звали бабушку. А на хуторе ко всем пожилым людям обращались по отчеству, но отчества женщин звучали именно так: Григориха, Василиха, Иваниха.
…Герои моего рассказа - простые небогатые люди. Но на мой взгляд, их нравственные ценности неизмеримо выше многих из тех, кто ставит на могилах близких дорогие вычурные памятники, стремясь лишь к одному: чтобы был лучше и богаче того, что возведен на соседней могиле.
Зоя Бредихина.