Резьба по дереву - процесс кропотливый
Часто бывает, что люди, обладающие незаурядными способностями, оказываются невероятно скромными. Познакомившись с краснополянским мастером - резчиком по дереву, трудно было предположить, что сложится хоть какой-то разговор. «Я сейчас ничем не занимаюсь! Даже нечего вам показать», - первые слова, которые довелось мне услышать при встрече с Анатолием Владимировичем Гильмановым. Лишь через какое-то время выяснилось, что «нечего показать» это сделанные руками мастера столик для игры в нарды с потрясающе красивыми резными ножками, множество разнообразных панно, отчеканенных по меди, сказочно красивые картины, вырезанные из дерева, полуакустическая электрогитара и многое другое.
Гордостью мастера является собственное охотничье ружье, где кроме узоров и животных мотивов, вырезан и собственный вензель мастера. Отношение к оружию у Анатолия Владимировича, как у представителя сильного пола, особое. Любая возможность заниматься этим опасным предметом для него в радость. Когда-то совершенно случайно в руки мастера попало старинное кремниевое ружье. Отреставрировать его было невероятно интересно. Пришлось перерыть массу литературы, Интернет (хотя он в этом деле оказался слабым помощником), чтобы выяснить, как выглядели эти ружья. Так как приклад практически отсутствовал, внешний вид его пришлось восстанавливать по крупицам.
- Чтобы заниматься резьбой по дереву, нужно быть очень увлеченным этим занятием, - говорит краснополянский мастер. - Этот процесс долгий и кропотливый, требует огромного терпения и усидчивости. На любую вещь, будь то шкатулка или кухонная утварь, уходит много времени.
Все начинается с выбора материала. Не всякое дерево подходит для работы. Если делать резьбу, то беру грушу, ее древесина более плотная и однородная, рисунок получается четкий, качественный. Часто использую орех. У этой породы дерева интересная окраска, от темного до светлого тонов. Да и плотность позволяет использовать его в различных целях.
Анатолий Владимирович родом с Урала из города Краснотурьинска. Отец был токарем в мастерской на карьерах по добыче огнеупорной глины. У него на работе было несколько токарных станков, и еще мальчиком Анатолий пробовал вытачивать себе игрушки. Затем начал делать простейшие детали, помогать отцу. В 18 лет он сразу получил пятый разряд токаря, при том, что самый высокий - шестой.
Анатолий Владимирович неплохо играет на гитаре. Этот инструмент в семье был всегда. Стимулом научиться играть стала старшая сестра, которая первой освоила гитару. И пошло - поехало. Играл в местном клубе, создавал со сверстниками инструментальные группы. Однажды даже попал на прослушивание в программу «Алло, мы ищем таланты!» к Герману Беленькому.
Жизнь распорядилась так, что свою будущую жену - Зинаиду Дмитриевну Анатолий повстречал далеко от уральских гор, на юге Ростовской области в Красной Поляне, куда приезжал к родственникам. В 1973 году Зинаида и Анатолий поженились и уехали в Краснотурьинск. Прожили там всего три года, за этот период Анатолий Гильманов не раз ездил в экспедиции по поиску полезных ископаемых в составе ученых - геологов.
- Ездил с разработчиками чисто из интереса, - рассказывает Анатолий Владимирович, - тогда исследовательская работа только зарождалась, особых технологий не было, поэтому свежий взгляд молодого парня, привыкшего с детства что-то мастерить руками, был очень полезен. После этих экспедиций у меня осталось восемь патентов на изобретения для геологических исследований, некоторые из них до сих пор находят свое применение.
Однако после таких походов у Анатолия резко пошатнулось здоровье - началась болезнь легких. Климат на Урале совершенно иной - горные возвышенности, лес, болота, довольно сырой воздух. И семья решила перебраться на родину жены.
В Красной Поляне Анатолий Владимирович устроился электриком в местный дом культуры. Работу свою выполнял исправно - менял лампочки, чинил проводку. Но давняя любовь к музыке делала свое дело. Он много времени как гитарист проводил на концертной площадке: то в агитбригаде, то на праздниках и культмассовых мероприятиях. Через год попал на уборку, подрабатывал электросварщиком. Так на несколько лет и задержался в колхозе.
А. Гильманов пробовал свои силы во многих сферах жизни села. Какое-то время трудился механиком на орошении полей, затем на кирпичном заводе. Занимался и фермерством. Искал все возможности обеспечить семью. У Гильмановых пятеро детей - дочь и четыре сына. Председатель колхоза, знавший, что Анатолий Владимирович токарь по своей первой профессии, пригласил его в токарную мастерскую, где мастер и трудился до выхода на пенсию.
Все эти годы в круговерти забот Анатолий Владимирович находил отдушину в своем хобби - столярном деле. Делал руками все: от мебели до предметов интерьера. Мастерил не только из дерева. Анатолию Владимировичу нравилось заниматься чеканкой. Множество интересных работ сделано именно в этой технике - картины, блюда. Однажды даже пришлось заниматься отделкой медью деревянных ножен под старинный клинок.
Как-то в Красную Поляну приехал ростовский фотограф, случайно познакомился с местным умельцем и очень заинтересовался его работами. Фотограф предложил познакомить Анатолия Владимировича с художником - реставратором регионального центра. А. Гильманов с удовольствием согласился и три дня пробыл в Ростове. Перенимал опыт, учился новой технике обработки дерева, в частности, вбивания серебра в деревянный узор.
- Сейчас мало кто стремится работать руками, - с сожалением констатирует мастер. - Компьютерные технологии заменяют ручной труд во многих сферах жизни. Электроника убивает искусство.
Большинство своих работ Анатолий Владимирович раздаривает родственникам и знакомым на различные торжества. Есть его произведения и в местном доме культуры, и в детском саду. Что-то покупают истинные ценители его творчества. Приятно, когда хобби приносит какой-то доход, но в основном свои шедевры мастер создает для души.
Светлана КИШИНЬКО.