Наркоз – дело тонкое

on . Posted in Новости Региона

Возможности современной медицины, особенно хирургии, во многом обусловлены развитием технологий в анестезиологии. Именно благодаря современным анестетикам операции могут длиться настолько долго, сколько это необходимо, пациент лучше защищен от хирургической агрессии, организм испытывает минимальную нагрузку, а значит, и негативные последствия наркоза сведены к минимуму. Но все же насколько оправданно сегодня применение наркоза для таких не связанных напрямую со здоровьем процедур, как лечение зубов или косметических операций? Что на самом деле стоит знать о наркозе? Какие виды анестезии наиболее безопасны и как правильно подготовиться к операции под наркозом?



Факты против страхов

Кто из пациентов не испытывает страх, когда впервые предстоит операция под наркозом? Множество вопросов возникает о его токсичном воздействии, последствиях, причем как о кратковременных, так и отдаленных побочных эффектах. Врачи отмечают – сегодня очень многое делается для того, чтобы уменьшить негативные последствия наркоза. «Новые технологии, материалы, приспособления для комбинированной и мультимодальной анестезии позволяют снизить нагрузку на организм. Ее не сравнить с нагрузкой, которую организм испытывает при моноанестезии, когда, например, эфирный наркоз и усыпляет, и обезболивает – в этом случае доза препарата применяется очень высокая, токсичная, – поясняет врач анестезиолог-реаниматолог Дмитрий Муравьев. – При многокомпонентной же анестезии используется несколько препаратов: обезболивание обеспечивает один препарат, отключение сознания – другой, поддержание гемодинамики – третий, релаксант расслабляет. В этом случае препараты применяются в минимальной дозе, чтобы не вызывать побочных эффектов».
Естественно, анестезиолог для каждого пациента индивидуально подбирает анестезию с учетом предстоящего вмешательства, состояния здоровья и еще очень многих факторов. Так, например, наркоз или общая анестезия обычно используются, если предстоит серьезная операция на внутренних органах. Ввести препараты врачи могут как внутривенно, так и через маску. «Сегодня мы применяем малотоксичные, но дорогие анестетики, и для того чтобы расходовать их экономно, мы отказались от обычной маски – используем ларингеальную герметичную маску. Она вставляется в область гортани, за язык, после чего подается ингаляционный наркоз на низких потоках по закрытому контуру. Дополнительно зачастую используются внутривенные компоненты», – поясняет доктор. Также анестетик может подаваться в организм через специальную трубку, введенную в трахею, – чаще всего этот вид наркоза используется на больших операциях с применением искусственной вентиляции легких.
Однако во многих случаях врачи отказываются от общего наркоза в пользу других современных методов. Например, в гинекологии при сосудистых операциях на нижних конечностях, в травматологии специалисты теперь отдают предпочтение спинальной и эпидуральной анестезии. «При спинальной анестезии прокалывается твердая мозговая оболочка, и анестетик в малой дозе вводится в область конского хвоста прямо в спинно-мозговой канал, где находится ликвор. При эпидуральной же, наоборот, нельзя прокалывать эпидуральную оболочку, поэтому выполнять ее сложнее. Игла доходит до эпидурального пространства, толщина которого составляет всего два миллиметра. Это пространство заполнено клетчаткой и выходящими из спинного мозга корешками нервов, они и замораживаются», – поясняет Дмитрий Владимирович.
Надо сказать, что опасения пациентов перед спинальной и эпидуральной анестезией не обоснованы и чаще всего связаны с устаревшими технологиями, когда для таких манипуляций использовались очень толстые иглы. Сегодня для введения препаратов используется игла 27G, тонкая, как конский волос. Такая игла не может повредить спинной мозг (чего обычно и боятся пациенты), не дает постинъекционного синдрома, а также позволяет избежать осложнений, которые могут возникнуть при общем наркозе. Например, при операциях кесарева сечения врачи лишь в экстренных случаях используют интубационный наркоз, который еще десять лет назад был нормой для этих операций. «Мы имели разрывы трахеи, трудные интубации, летальные случаи. Теперь мы забыли про это. С применением спинальной анестезии летальность сократилась в 21 раз, количество осложнений – в семь, но самое главное – ребенок не получает наркоз, так как препарат не поступает в кровь: замораживаются только нервные корешки, которые снабжают нижнюю половину туловища», – объясняет специалист.

Лечение зубов под наркозом: за и против

Понятно, что если от операции и необходимости использования наркоза зависит здоровье пациента, а порой и жизнь – вопрос его применения даже не обсуждается. Однако насколько обосновано предлагаемое сегодня многими клиниками применение наркоза при лечении зубов и проведении косметических операций? Например, детям до трех лет большинство частных клиник предлагает лечение кариеса только под наркозом, и родители нередко решаются на такое лечение, особенно если лечить нужно несколько зубов. С одной стороны, предложение заманчиво – без ущерба для психики ребенка и буквально за одно посещение можно решить проблемы с зубами у любимого чада, однако мало кто задумывается, что на второй чаше весов может оказаться жизнь ребенка.
«К такому лечению должны быть какие-то особенные показания, – уверен Дмитрий Муравьев. – Лучше все-таки обойтись местной анестезией. На моей памяти был случай, когда женщина погибла после удаления корней зуба под наркозом. Кровь залилась в трахею, связки сомкнулись, и «раздышать» ее врачи не смогли».
Опасность операций под наркозом в небольших клиниках состоит еще и в том, что они не имеют собственной реанимации и даже палат, где можно было бы понаблюдать за пациентом, а от крупных больниц, как правило, удалены. Нет там и коллег, которые могут подстраховать. Конечно, все может пройти гладко, но от нештатных ситуаций ни кто не застрахован, так что если уж и лечить зубы под наркозом, то только в крупной больнице с реанимацией и стационаром.

Красота и наркоз – понятия несовместимые

Касается это и косметологии. Конечно, сегодня осложнений становится все меньше, но они остаются. Кстати, именно косметология дает самый большой процент этих осложнений. Вся хирургия лица – это область дыхательных путей. Мы интубируем пациента, чтобы обезопасить дыхательные пути, но у нас подобные операции в основном связаны с онкологией. Просто ради прихоти делать это очень рискованно», – признается доктор. Соответственно, не имея жизненных показаний, операций на лице лучше не проводить, или по крайней мере человек должен осознавать свою ответственность за принятое решение.

Правильная подготовка – минимум рисков

Главное условие перед операцией под наркозом – с вечера ни есть, ни пить. Нарушение этого запрета может стоить пациенту жизни. Дело в том, что во время наркоза снижается тонус естественных сфинктеров пищевода и желудка. Даже небольшое количество кислого содержимого желудка (содержащего соляную кислоту) может попасть в дыхательные пути и привести к тяжелому поражению легких – развитию аспирационной пневмонии, которая очень тяжело поддается лечению.
За несколько дней лучше исключить жирное и острое, алкоголь, постараться подлечить гастрит, санировать очаги хронической инфекции, а также скомпенсировать хронические заболевания. Можно также начать принимать успокаивающие препараты. Желательно, конечно, отказаться и от курения, но делать это хотя бы за пару месяцев до предстоящего вмешательства, а вот за несколько дней до дня X этого лучше уже не делать – после операции могут возникнуть проблемы с отхождением мокроты. Ночь перед операцией лучше провести в больнице, принять препараты, облегчающие вход в наркоз, настроиться.
Больше всего опасения пациентов обычно вызывает состояние после наркоза. Все отходят от него по-разному: для кого-то этот процесс проходит совершенно спокойно, для других ощущения после наркоза запоминаются на всю жизнь – галлюцинации, тошнота, рвота, головокружение, головная боль. Во многом на этот процесс влияют длительность наркоза, характер операции, анестетики, а также индивидуальные особенности организма. Чем дольше пациент находился без сознания, тем дольше он просыпается. Тошнота и рвота хоть и не всегда могут быть следствием наркоза, особенно если перенесенная операция была на брюшной полости – рефлексогенной зоне, но все ингаляционные анестетики, выдыхаясь через дыхательные пути, могут вызывать тошноту, и к этому надо быть готовым.
Даже если все прошло гладко, врачи обычно не разрешают пить, а уж тем более есть, еще в течение двух часов, именно в этот период высок риск кровотечений, соответственно, повторной операции. Если же через два часа все в норме, значит, жизнь продолжается…

Светлана ТАЛИПОВА, сайт Doctor.161.ru

 

Рейтинг@Mail.ru