Запрет энергетиков нарушает Конституцию?
В Ростовской области готовится к принятию закон, полностью запрещающий продажу слабоалкогольных энергетиков и значительно урезающий в правах безалкогольные тонизирующие напитки. Напомним, их перестанут продавать подросткам младше 18 лет. Купить энерготоники будет нельзя в детсадах и всех образовательных учреждениях. Кроме того, продавать напитки не смогут в медицинских организациях, на территории спортивных объектов и в местах проведения культурно-массовых мероприятий. 24 апреля законопроект приняли в первом чтении.
А на днях судьба безалкогольных энергетиков стала темой ожесточенной дискуссии, в которой региональным сторонникам закона противостояли как сами производители напитков, так и московские эксперты – ученые, медики и юристы.
«Защита» энергетиков заявила, что законопроекты (аналогичный запрет собирается ввести Новосибирская область. – Прим. ред.) основаны на данных, которые не выдерживают критики. Информация о вреде энергетиков, которой пестрит Интернет, не имеет ничего общего с реальностью, заверил главный научный сотрудник НИИ питания РАМН Константин Эллер.
«Ключевые ингредиенты в тонизирующих напитках – кофеин и аминокислота таурин (реже другие, например, женьшень). В России содержание кофеина в безалкогольных энергетических напитках регулируется на уровне от 151 до 400 мг/л. На таком уровне кофеин присутствует в крепко заваренном чае или кофе. Таурин входит в состав большинства молочных смесей для детей раннего возраста и содержится в таких продуктах, как курица, индейка, белая рыба, – разъяснил ученый. – Таким образом, при соблюдении рекомендуемой дозировки потребление безалкогольных энергетических напитков не может нести угрозы здоровью человека».
«Концентрация кофеина в чае или кофе может превышать концентрацию кофеина в банке безалкогольного энергетического напитка, – развил мысль заведующий кафедрой органической, пищевой и биохимии Московского государственного университета пищевых производств Юрий Тырсин. – И если следовать логике законодателей, борющихся с «вредоносным влиянием» кофеина на здоровье подрастающего поколения, то именно чай и кофе надо запрещать в первую очередь, что явно абсурдно».
Член правления Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) Сергей Литвиненко поставил под сомнение еще один довод противников – о повальном увлечении молодежи энергетиками. Он озвучил данные опроса ВЦИОМ, по которому 77% подростков в возрасте 12-17 лет вообще не употребляли безалкогольные энергетические напитки в течение последнего года.
«Только 0,6% потребляют безалкогольные тонизирующие напитки в количестве, превышающем безопасный уровень потребления таких напитков, – 0,5 л. В России основным источником кофеина для потребителей, в том числе подростков, по-прежнему остаются чай и кофе, – уточнил он. – В среднем подросток от 12 до 17 лет потребляет 26 банок (250 мл) энергетических напитков в год и выпивает за это же время 236 чашек кофе».
Позиция СПБН – законопроекты основаны на неподвержденных данных, не соответствуют мировой практике и избыточны с точки зрения российского законодательства. И даже более чем избыточны, заявила член Научно-консультативного совета при Верховном суде Российской Федерации, заместитель директора Института проблем административно-правового регулирования НИУ ВШЭ Елена Овчарова. По ее словам, регионы вообще нарушают Конституцию РФ, вводя такие запреты.
«В Конституции РФ предусмотрены принципы единства экономического пространства, свободы предпринимательской деятельности и установлена возможность ограничений прав и свобод человека и гражданина исключительно на основании федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», – пояснила эксперт.
Впрочем, именно этот довод обернули в свою пользу противники свободной продажи безалкогольных энергетиков. Замдиректора департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова заявила, что региона фактически заполняет законодательный вакуум.
«На федеральном уровне есть лишь требования к производству соответствующих напитков. Регионы занимаются тем, что на федеральном уровне не урегулировано», – констатировала она, подчеркнув, что проблема бесконтрольного потребления энергетиков подростками в Ростовской области есть. Ведь региональные власти занялись разработкой закона именно потому, что соответствующий запрос сформировали родители подростков.
«Психология подростка такова, что напиток в банке считается атрибутом взрослой жизни. Его пьют в любых количествах просто из-за вкусовых качеств, хотя это же не просто сладкая вода», – заявила о наличии проблемы глава областного наркодиспансера Елена Малышко.
Дончан поддержали и их «единомышленники» из Новосибирской области. Как отметил лидер местных молодогвардейцев Игорь Гнатуша, основные потребители энергетиков – тинейджеры 13-14 лет – не склонны учитывать нормы потребления и читать этикетки, на которых указаны противопоказания и ограничения. К слову, в числе таких ограничений имеется и пункт "употребление лицами моложе 18 лет"».
А главный детский нарколог Новосибирской области Лариса Антерейкина рассказала, что в своей врачебной практике сталкивалась с нарушениями поведения и сна у тинейджеров после употребления безалкогольных энергетиков.
К общему мнению у участников диалога прийти не получилось. В любом случае, от введения ограничений законодатели Ростовской области не отказываются. Второе чтение законопроекта, который «поразит в правах» содержащие алкоголь и безалкогольные энергетики, назначено на 26 июня. В первоначально принятый документ собираются внести правки, которые отодвинут введение запретов на два месяца – вместо 1 июля закон вступит в силу 1 сентября. Об этой мере попросили в департаменте потребительского рынка Ростовской области для того, чтобы производители и торговые сети смогли адаптироваться к изменениям.
Анна ДУНАЕВА, сайт 161.ru