Двойка по русскому – виноваты ли соцсети?
Федеральное правительство уже начинает готовить меры по оптимизации системы образования там, где баллы по русскому языку оказались особенно низкими. Отметим, что качеству владения русским языком в стране и без того уделяется внимание: к примеру, реализуется федеральная целевая программа «Русский язык». Тем не менее ЕГЭ-2014, прошедший под прицелом видеокамер и позволивший избежать крупномасштабного списывания, выявил серьезные проблемы.
По словам Ольги Голодец, в некоторых регионах существенная доля учащихся не набрала минимальное количество баллов. «Мы провели специальные консультации и снизили планку ЕГЭ для получения аттестата. Это вынужденная мера: мы понимаем, что учащиеся не должны нести такой ответственности, они должны получить аттестат», – пояснила Голодец.
Как сообщает РИА Новости, социальный блок правительства уже начал готовить программы по повышению квалификации педагогов и изменению системы образования в проблемных субъектах федерации. К слову, премьер положительно оценивает нынешние результаты: «Очевидно, что мы должны больше внимания уделять тому, чему не уделяли раньше, а не прятаться за благодушными отметками, которые раньше демонстрировали эти регионы, – сказал глава правительства. – Это не означает драматического уровня падения русского языка, а означает, что мы стали к этому относиться более объективно. Давайте по-честному скажем: и в советские времена были проблемы по изучению русского языка в целом ряде регионов. И тогда использовались разные способы, каким образом эти показатели улучшить», – отметил премьер.
Своим мнением по поводу произошедшего поделилась отличница «Тотального диктанта – 2014», журналистка Анастасия Ефимова. По ее мнению, падение грамотности школьников может быть связано с их чрезмерной любовью к социальным сетям, где люди в целях экономии времени не всегда следят за правильным написанием и расстановкой знаков препинания. «По статистике, большинство людей – визуалы, у которых лидирует зрительное восприятие реальности. Ежедневно наблюдая за ошибками в Интернете, СМИ, а также в текстах вывесок, подросток невольно запоминает неверное написание и затем воспроизводит его в своей письменной речи. Кроме того, от сильного волнения на экзамене школьник легко может забыть перепроверить свое мини-сочинение из части С», – предполагает девушка.
Иной точки зрения придерживается доцент, кандидат филологических наук, координатор-лингвист «Тотального диктанта» Наталья Кузнецова. Она убеждена, что результаты ЕГЭ никоим образом не отражают истинного владения русским языком и тем более не связаны с наполнением социальных сетей. «Во-первых, я не стала бы говорить о том, что в стране наблюдается падение грамотности, – комментирует эксперт. – Во-вторых, на снижение оценок могло повлиять множество факторов: качество подготовки, формулировка задания, психологическая атмосфера и организация процедуры экзамена. Не секрет, что в этом году она была очень напряженной».
По мнению Натальи Кузнецовой, социальные сети всего лишь показывают истинное владение русским языком каждого человека, нисколько не уменьшая шансы хорошо написать ЕГЭ. Ошибки действительно встречаются на просторах Интернета чаще, чем раньше – но причина в том, что социальная сеть дарит каждому возможность донести до читателя свой текст без проверки корректора. Раньше опубликовать текст без таких своеобразных «фильтров» было невозможно – поэтому и казалось, что уровень грамотности несколько десятилетий назад был существенно выше. «На самом деле даже представители старшего поколения, которые, по общепринятому мнению, учились более качественно, допускают в соцсетях не меньше ошибок, чем их юные собеседники», – отмечает доцент кафедры русского языка.
Ксения МОРОЗОВА, сайт Diplom.161.ru