Провал ЕГЭ по русскому списали на учителей
Провальные результаты ЕГЭ по русскому языку в этом году требуют пересмотра образовательных программ и требований к учителям. Об этом заявил глава государства Владимир Путин. Как спасать филологические уроки в школе, в высших эшелонах власти до конца еще не решили. Однако пока основной версией остается создание еще одного единого учебника – по русскому языку.
«Результаты ЕГЭ по русскому языку в текущем году показали далеко не радужную картину...
Все это вместе повод еще раз вернуться к программам преподавания русского языка, требованиям к качеству работы преподавателей. Рассчитываю, что весомое содействие решению вопросов совершенствования госполитики в области развития, защиты и поддержки русской словесности окажет недавно созданный Совет по русскому языку», – заявил президент страны Владимир Путин.
Напомним, возмущение президента по поводу результатов ЕГЭ, как и большинства жителей страны, вызвали итоги экзаменов по русскому этого года. После проверки тестов Рособрнадзор был вынужден пойти на беспрецедентные меры – снижение порога минимальных баллов на 12 пунктов (с 36 до 24).
По данным некоторых экспертов, изменение критерия в этом году спасло каждого пятого выпускника школы. Останься порог баллов прежним, аттестаты не получили бы порядка 20% одиннадцатиклассников, констатировали аналитики.
Чиновники разных ведомств и эксперты, разбираясь в причинах невысоких показателей грамотности среди школьников, наперебой предлагают свои рецепты исправления ситуации. В качестве главной версии в высших эшелонах власти звучит идея создания единого учебника по русскому языку. Унифицированный объем знаний позволит четко видеть, что получил ученик в школе, а чего ему недодали, считает глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
«Для системы воспитания ребенка знание истории и культуры отечества является ключевым. Русский язык, литература и история должны быть общими для всех детей с точки зрения полученного объема знаний. Когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании ребенка, то самым важным являются общие базовые знания для всех детей. Как обеспечивается единство культурного пространства? Почему оно должно быть привязано к разным учебникам, которые кто-то выбрал? Сегодня система отбора учебников носит коммерческий характер. Мы сделали предложение Минобрнауки, но они ссылаются на то, что наши предложения нельзя согласовать с существующими нормами, поэтому мы предлагаем все системно поменять. У детей должен быть одинаковый учебник», – отметила Ирина Яровая.
Идею поддерживают в Общественной палате РФ. Однако член организации Любовь Духанина полагает, что к его разработке нельзя допускать чиновников. Решить проблему «катастрофическое падение речевой и читательской культуры у школьников можно только с помощью комплексного и экспертного подхода», считает общественный деятель.
Какие перемены должны коснуться непосредственно учителей, эксперты пока не берутся судить. Однако сами педагоги уверены: в ситуации с понижением баллов ЕГЭ по русскому их просто в очередной раз делают крайними. Неутешительные результаты экзамена стали итогам работы самой системы, полагают они.
«Сейчас в погоне за рейтингами мы не имеем права ставить даже тройки – все должны учиться на четыре и пять, кто не согласен с такой позицией – уходите из школы, натягиваем постоянно. Когда двойки все равно всплывают, учителя как всегда становятся крайними, хотя выставляем неудовлетворительные оценки, то значит, не умеем найти подход к ученику... Вот и получили на более-менее четном ЕГЭ то, что имеем», – убежден учитель Дмитрий Комков.
Екатерина ФОКИНА, сайт Diplom.161.ru