Трагедия на Поливянском разъезде

. Posted in Новости района

С. СТАДНИКОВ, краевед.Осенью сорок первого на Южном фронте, под Ростовом, усилились боевые действия. В связи с чем германские части Люфтваффе активизировали свои налеты на железные дороги в начале ноября 1941 года, в том числе и железнодорожную магистраль Краснодар - Сталинград.
Одна из первых могил Великой Отечественной войны на территории нашего района появилась на железнодорожном разъезде Сандатовский. 4 ноября 1941 года там был похоронен инженер - лейтенант железнодорожных войск Владимир Николаевич Новицкий, 1908 года рождения, из г. Киева. Он погиб при обстреле поезда немецкой авиацией.



Из воспоминаний Г.В. САЧКО, с. Развильное.
Мой отец, Василий Иванович Сачко, во время войны работал начальником Развиленской станции. Жили мы в железнодорожном доме рядом с вокзалом. В один из дней, в начале ноября 1941 года (числа 4-5), я пошел к отцу на работу. Погода была пасмурной, моросил мелкий осенний дождь. Подходя к железнодорожной платформе, увидел проследовавший без остановки в сторону Сальска состав. В голове его было 2-3 цистерны, вагон-теплушка с охраной и открытые платформы с зелеными ящиками, прикрытые для маскировки ветками. Спустя полчаса, когда я уже был дома, услышал гул самолетов. Выскочив на крыльцо, увидел в воздухе, на высоте 100 - 150 метров двухмоторный бомбардировщик. Второй самолет пролетел следом и чуть правее. Вскоре я услышал взрывы, затем послышался мощный хлопок. Думаю, это взорвалась цистерна с горючим. Потом взрывы начали звучать беспрестанно.
В это время на нашей станции стоял состав, идущий в сторону села Песчанокопского. В нем находился отряд матросов. От состава отцепили паровоз, к которому прицепили пустой вагон. В него сели добровольцы-матросы и железнодорожники во главе с моим отцом. Они направились к Поливянскому разъезду. Через два часа к нам на станцию были доставлены платформы с боеприпасами.

Из воспоминаний Н.А. ФЕДОРОВА, с. Летник.
В 1941 году, мне было 13 лет. В наше село Летник прибыл в суточный отпуск к семье моряк Черноморского флота Тимофей Баев. Проездом по железной дороге его часть следовала по нашей ветке. Видимо служил дядя Тимофей неплохо, что командование предоставило ему возможность увидеться с женой и дочкой. Быстро, как одна минута, пролетела эта встреча. Отправляли моряка из села на бедарке, а возницей посадили меня. Через Жуковку, Красную Поляну, Поливянку проходил наш маршрут. А когда стали подъезжать к разъезду, то увидели «раму» - немецкий двухфюзеляжный самолет-разведчик и скоро услышали гул самолетов. Моряк увлек меня в посадку, где мы и залегли. На Поливянском разъезде стояли составы с боеприпасами, горючим и эшелон с матросами. Началось невообразимое. Взрывались цистерны с горючим, вагоны с боеприпасами. Моряки бросились в лесопосадку. Когда все закончилось, разъезд представлял собой тяжелое зрелище. Все вокруг взрывалось, дымилось и горело.

Из воспоминаний Т.А. ДОМНИЦКОЙ, с. Поливянка.
Во время войны мой отец - Алексей Андреевич Салыга работал на Поливянском разъезде стрелочником. И вся семья проживала там же, в красном каменном доме, который до сих пор цел. 4 ноября 1941 года, был праздничным - день Казанской Божией Матери, и мама ушла в Николаевку проведать родню. Обо всем, что происходило на переезде в тот день, рассказывал мой отец и брат Сашка. Только пришел поезд на разъезд, как вдруг внезапно налетели самолеты. Сначала сбросили четыре бомбы, которые упали в районе нашего дома. Одна из бомб угодила в пакгауз, а там лежали зерно, чечевица, гречка. Все загорелось. Затем самолеты развернулись и бросили еще пять бомб на состав. Загорелись и начали взрываться цистерны, прицепленные к паровозу, потом боеприпасы. Все вокруг полыхало огнем...
А что касается погибших евреев - беженцев, то они были не с поезда, а временно жили на разъезде в Красном уголке. Мама с папой их частенько подкармливали. Все они погибли при авиа-налете. Похоронили их в посадке на Поливянском разъезде. Так что это еще одно из первых захоронений Великой Отечественной войны в нашем районе.

ПЕРВАЯ БОМБЕЖКА РАЗВИЛЕНСКОГО ВОКЗАЛА
Вспоминают брат и сестра А.X. и P.X. ПОПОВЫ, с. Развильное.
Первый раз Развильное бомбили 12 ноября 1941 года. На путях в Развильном в направлении на Сальск, недалеко от элеватора, стоял сборный состав из Украины. В нем, со слов очевидцев, было два паровоза, платформа с танками и вагоны-теплушки с солдатами, рабочими и железнодорожниками с какого-то большого, эвакуированного вглубь страны завода из Днепропетровска. Последним в составе был московский прицепной вагон с тюремщиками. Среди пассажиров поезда были женщины и дети. По-видимому, рабочие и железнодорожники ехали в эвакуацию с семьями. Тихий осенний день не предвещал трагедии, казалось, что войны просто нет. Часть пассажиров высыпала на перрон. Кто за водой, кто в буфет, кто покурить. Многие просто вышли из душных товарных вагонов на улицу подышать свежим воздухом.
Мы с ребятами с утра играли в посадке  рядом с железной дорогой, прямо напротив вокзала. Где-то в полдень, услышав сильный шум летящих самолетов, выскочили из лесопосадки. Внезапно на низкой высоте пролетели два немецких “стервятника”, которые сбросили бомбы и обстреляли из пулеметов стоящий состав. Все происходило на наших глазах, как в кино. Только смотрели мы это «кино» лежа, спрятав свой нос в землю. Жертв было много. Покореженные, простреленные насквозь вагоны, вздыбленные шпалы, дымящиеся воронки, горящие строения элеватора и всюду кровь, крики раненых, тела убитых, части тел, разбросанных взрывами... На перроне стоял истошный крик, царила паника. Огромное облако пыли и дыма висело в воздухе. К вокзалу бежали селяне, железнодорожники, солдаты. Быстро организовали эвакуацию раненых в Развиленскую больницу, которая находилась на западной окраине села, где начинался поворот на Песчанку. Николай Гиталов, сельский конюх, собирал с помощниками тела убитых и их останки. Их грузили на телегу и свозили на край посадки около железной дороги. Потом на взгорке в начале посадки вырыли братскую могилу, в которой и захоронили всех погибших. Запомнилась мертвая, словно уснувшая, еврейская девчушка с длинной светлой косой, и кричащий возле ее тела отец. Свою убитую дочь отец похоронил отдельно, рядом с братской могилой. Позже к железнодорожникам прибыла ремонтная бригада, которая занялась приведением в порядок путей. Часть пассажиров поезда, потерявших видимо своих близких, дальше не поехали. Их на время расселили в селе.
 
С. СТАДНИКОВ, краевед.

 

Рейтинг@Mail.ru