Не допустить экстремизма

. Posted in Новости района

Справка
Слово “экстремизм” образовано от латинского - extremus - крайний, т.е. крайняя степень проявления чего-либо, а говоря об общественных отношениях - приверженность крайним взглядами и, что гораздо существеннее - мерам.


Основные экстремистские проявления можно разделить на три основные группы:
- радикализм (лат. radix - корень) - стремление к решительному и коренному изменению сложившихся общественных отношений;
- фанатизм - слепое, безоговорочное следование убеждениям. Яркий пример - объективно необоснованные убеждения футбольных фанатов в превосходстве своей команды;
- фундаментализм (лат. fundamentum - основание) - крайний консерватизм, яростная приверженность традициям, ценностям и порядкам. Одной из основных задач рассматривает возвращение религиозным структурам господствующей роли в обществе. Основным идеологическое положение является - строгое следование религиозным предписаниям, недопустимость их критики или вольного толкования.

На территории юго-восточных районов Ростовской области совместно проживают представители различных национальностей и религиозных конфессий и течений.
В настоящее время, к сожалению, приобрела актуальность проблема распространения экстремизма, радикализма и фанатизма в мусульманском обществе (умме).
Носителем указанных идей в современном мусульманском мире выступают салафиты (от “салаф” - предки, предшественники). Так называют мусульманских религиозных деятелей и их последователей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, “праведных предков”, на создание исламского государства в качестве альтернативы западной модели и ее подобий в современном мире, на шариат в качестве единственного закона.
Большинство нынешних салафитов не столь примитивны, как их порой представляют. Среди последователей салафии немало людей состоятельных, пользующихся политическим влиянием, преисполненных религиозно-политическими амбициями. Рядом с ними располагаются фундаменталистские идеологи, конструирующие салафитские модели мироустройства, основанные на доминировании ислама.
С другой стороны, доктрина салафитов привлекательна для многих обездоленных мусульман, которые в повседневной жизни не способным разрешить экономические трудности, “страдают” от произвола местных властей. Для них ислам - форма (и норма) социального протеста: с помощью ислама они мечтают добиться коренного перелома ситуации к лучшему в своей стране и в своем конкретном районе.
В новое и новейшее время термином «салафиты» стали обозначать аравийских и индийских ваххабитов, фараидитов, «братьев-мусульман», т.е. последователей ханбалитского мазхаба в исламе.
Было бы грубейшей ошибкой игнорировать салафитскую преданность Идее. Руководители террористических организаций и их союзники заинтересованы в том, чтобы представить свои действия не просто как борьбу мусульманского Востока против Запада, но еще и как религиозную войну, в которой они являются исполнителями воли Всевышнего. При этом они не играют в религиозную войну - они в нее верят.
В ваххабизме - составной части салафизма - центральное место занимают безоговорочный возврат к священным источникам ислама - Корану, к единобожию (таухид), необходимость очищения ислама и возрождения его изначальных установлений. Для ваххабизма характерны крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими противниками.
Важнейшим элементом этой доктрины является специфическое представление о джихаде как непримиримой борьбе не только против не мусульман, но и против мусульман, не разделяющих ваххабитские идеи. Убеждение ваххабитов в том, что их противники - “кафиры” (неверные), даже если они формально являются мусульманами, оправдывает нетерпимость и жестокость по отношению к ним. Одновременно такой фанатизм всегда сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, создавая религиозно-идеологическое оправдание антиисламским по своему духу и характеру действиям.
Впоследствии эта, имеющая отнюдь не исламское происхождение, логика, согласно которой оправдывается убийство иноверца и просто оппонента, легла в основу террористической деятельности современных так называемых “мусульманских фундаменталистов” в Алжире, Кашмире, на Ближнем и Среднем Востоке, в Чечне, Дагестане и в других регионах мира. В настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.
Читатель может заметить, что все эти процессы далеко от Ростовской области и не актуальны. Однако, существует вероятность и предпосылки распространения идей салафизма и ваххабизма среди мусульман территории юго-востока области.
Этому способствует то, что мусульманское образование в России находится еще только на начальном этапе развития.
Еще в 2011 году в своем выступлении председатель Совета по исламскому образованию, ректор Московского исламского университета Мурат-Хазрат Муртазани заявлял: “Немаловажное значение в развитии исламского образования в России занимает международное сотрудничество мусульманских организаций и образовательных учреждений. Середина 90-х годов была отмечена тем, что в Россию устремились сотни эмиссаров, представляющих крайне политизированные течения ислама, которые ставили своей целью не обучение детей и молодежи религиозным ценностям, а воспитание их в духе ненависти к России и русскому народу. Одновременно, тысячи неокрепших душой молодых мусульман отправились за рубеж, но, в итоге, их вооружили экстремистскими идеями, средствами террора и навыками ведения боевых действий, а затем отправили обратно на Северный Кавказ и в другие регионы России, чтобы воевать и гибнуть за чужие политические цели”.
Большинство имамов, ведущих свою деятельность на территории юго­восточных районов области, проходили религиозное обучение за рубежом, кто-то его завершил, кто-то нет. Зачастую, в погоне за дешевизной получения высшего образования молодой человек с несформировавшимся до конца мировоззрением попадает в умело расставленные ловушки, организованные салафитами, действующие при высших учебных заведениях Турции, Египта и Сирии под прикрытием различных курсов по изучению основ ислама и пр. При этом, как правило, абитуриентам предоставляется бесплатное или дешевое жилье, оказывается всесторонняя помощь в приобретении необходимой литературы, знакомств и связей. Таким образом ведется ненавязчивое привитие экстремизма.
По возвращению в Россию молодые богословы через проповеди, может сами того не осознавая (их так учили), сеют ростки радикализма, формируют идеи нетрадиционного для территории проживания ислама. Кроме того, во время достаточно развитых технологий и коммуникаций, продолжая поддерживать контакты с салафитами за рубежом, исподволь, в ненавязчивой форме прививают мусульманам, в том числе молодежи мысли о совершении джихада, как на территории нашей страны, так и за ее пределами.
Ни сколько не умоляя права граждан на выбор вероисповедания, хотелось бы обратить внимание на необходимость лично каждому мусульманину разобраться в тех догматах и нормах, которые находят распространение в настоящее время, дать им свою мировоззренческую оценку.

А. СЕВЕРОВ.

 

Рейтинг@Mail.ru